Многие студии, занимающиеся 3d-дизайном (моделированием, визуализацией) в своих прайс-листах указывают, что цена их услуг фиксирована и составляет, к примеру, 100 рублей за квадратный метр. Такой подход видится мне либо дилетантским, либо шарлатанским. Любой дизайн-проект содержит в себе частицу души того, кто его делает. Это - годы учебы, мастерство, мощь аппаратных ресурсов и уйма машинного времени. Поэтому, измерять эту работу квадратными метрами (миллиметрами, дюймами), по меньшей мере, не корректно. Это же не металлопрокат какой-нибудь!
Трудозатраты (и соответственно цена) в этом случае зависят от многих факторов. К примеру, от специфики области моделирования. Даже среди самих 3d-художников существует неформальное разделение на интерьерщиков, экстерьерщиков, автомоделлеров, макромоделлеров, моделлеров персонажей, специалистов по материалам, текстуровщиков. Каждый из перечисленных специалистов имеет уникальный опыт, накопленный в своей области, свой стиль работы и мнение насчет стоимости своего труда.
Опишу некоторые случаи, где политика фиксированной цены оказывается утопией.
Например, дизайнер работает с ландшафтом. Приусадебный участок площадью в 1 га, в основном засажен газоном и кустарником. В этом случае клиент будет сильно недоволен тем, что ему предстоит платить 100 руб. за метр виртуального газона.
Рассмотрим противоположный пример, дизайнер моделирует ювелирное изделие, кольцо с бриллиантом. На эксперименты со свойствами материалов, из которых оно состоит, могут уйти многие часы, и даже дни работы (изучение справочной литературы, консультации с ювелирами и материаловедами, эмпирический подбор параметров отражения, преломления, каустических световых эффектов и т.п.). После всей этой работы, сколько получит дизайнер по схеме 100 руб. за кв. метр?
Теперь поговорим об интерьерах. Одно дело разрабатывать комнату в стиле японского минимализма, и совсем другое моделировать барокко. Комнаты могут быть одинаковы по площади, только вот на работу над помещением, оформленным в барокко, уйдет в десятки раз больше времени, чем на японский стиль. Кроме времени, затраченного непосредственно на моделирование, сложные геометрические формы барочной мебели, обилие декора и лепнины создаст много трудностей для любой, даже самой мощной вычислительной системы (время на расчет подобных сцен, может измеряться десятками часов!).
Цены на подобные работы зависят еще и от регионов, в которых эти работы выполняются. В западных интернет-магазинах можно видеть, что трехмерная модель, к примеру, парусника может стоить и 200 и 300 у.е., тогда как в рунете подобный парусник можно найти за 20-30 у.е. и эта модель не обязательно украдена с того же буржнета, а выставлена на продажу автором - российским энтузиастом кораблестроения. Цены на 3d-дизайн всех видов могут разительно отличаться у различных студий, даже в пределах одного города. Многим известен тот факт, что режиссер Властелина Колец обратился за разработкой спецэффектов к новозеландским 3d-художникам, цены на услуги которых на порядок ниже расценок их голливудских коллег, при том же качестве исполнения.
Так какую же цену следует указывать в прайс-листах и указывать ли ее вообще? Некоторые солидные студии не указывают расценки ни в прайсах, ни на сайтах, мол звоните, договоримся. Но тут существует риск лишнего общения с людьми, далекими от этой сферы деятельности. У таких клиентов могут возникнуть замечания вроде: «А что так дорого-то у вас? Деньги сильно нужны? Вы же на компьютере все делаете, это быстро и без особых проблем. У меня вон и сын восьмилетний так может!». Что сказать таким «знатокам»? Это общение обоюдонеприятно и неконструктивно.
Наилучший выход из сложившейся ситуации, на мой взгляд, один: как можно подробнее расписывать специализации, над которыми вы работаете и диапазон цен на них. Например, архитектурная визуализация для использования в специализированных полиграфических изданиях, при этажности такой-то и качестве таком-то (картинка с примером прилагается), будет стоить от … до …, или интерьер в стиле ампир с привязкой к реальным моделям мебели от заявленного производителя (картинка с примером прилагается) от … за кв.м. до … за кв.м., и т.п. Таким образом, следует описать все типовые задачи, которыми вы когда-либо занимались или предполагаете заниматься. Все эксклюзивные, необычные для вас работы следует обсуждать лично или по телефону с заказчиком. После ознакомления с таким прайсом, заказчик будет выходить на связь подготовленным в ценовом вопросе, и с естественным стартовым уважением к вашему опыту и профессионализму, что может сэкономить обеим сторонам много времени и нервов при обсуждении деталей. И тогда у клиента не возникнет сомнений и вопросов - почему соседу сделали квартиру в стиле рококо с позолотой и заказной лепниной за одну цену, а мне собираются делать модерн за другую?